Классификация детских страхов. Основные факторы и причины возникновения детских страхов.

В качестве причин страха Томкинс , называет драйвы, эмоции и когнитивные процессы. Некоторые исследователи , рассматривают развитие эмоции страха как функцию качества привязанности ребенка к матери. Другие исследователи, говоря о причинах страха, выделяют специфические события и ситуации. Драйвы и гомеостатические процессы как активаторы страха По сравнению с эмоциями и когнитивными процессами, драйвы и процессы, обеспечивающие гомеостаз организма, составляют наименее значимый класс активаторов страха. Драйв приобретает психологическое значение тогда, когда его интенсивность достигает критического уровня, когда он сигнализирует человеку об остром физиологическом дефиците. В этих случаях драйв активирует эмоцию, и такой эмоцией может быть страх. Томкинс приводит следующий пример: Когда потребность в кислороде становится настолько критической, что активирует драйв, она в то же самое время активирует и аффект, и этим аффектом, как правило, является массированная реакция страха. Если препятствия, стоящие на пути удовлетворения потребности, не будут немедленно устранены, реакция страха перерастет в панику. Потребность в кислороде - одна из жизненно важных потребностей живого организма, и мощный аффект, сопровождающий ощущение удушья, гарантирует немедленную концентрацию внимания на удовлетворении потребности, и потому является одним из важнейших факторов безопасности , , р.

Причины возникновения страха

Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные.

Люди задаются вопросом: что такое страх и как выявить его причины. Они могут вытекать из биологических страхов – как, например, детская боязнь.

У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер. Баба Яга — это живое существо, обитающее где-то рядом, а Дядя только и ждет, чтобы забрать их в мешок, если не будут слушаться родителей. Только постепенно складывает объективный характер представлений, когда учатся различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно-логически. Усложняется и психологическая структура страхов вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию , чувством стыда, вины, гордости и самолюбия.

Рассмотренный про- цесс дифференциации страха в историческом и личностном аспектах — это путь от страха к тревоге, о которой можно уже говорить в старшем дошкольном возрасте и которая как социально опосредованная форма страха приобретает особое значение в школьном возрасте. В разных цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: Это служит доказательством общих закономерностей развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов.

В отдельных квартирах дети лишены непосредственного контактов друг с другом. В то же время игра была и остается самым естественным способом изживания страхов, так как в ней в иносказательной форме воспроизводятся многие из вызывающих страх жизненных коллизий. Не играют же они не только потому, что живут в большом построенном для взрослых городе, но еще и потому, что имеют слишком строгих родителей, считающих игру баловством и пус- тым времяпрепровождением.

Страх в психологии[ править править вики-текст ] Известный психолог и врач А. Страх в психологии общения [ править править вики-текст ] Страх как базовая эмоция человека, сигнализируя о состоянии опасности, зависит от многих внешних, внутренних, врождённых или приобретённых причин. Когнитивно сконструированные причины возникновения страха: Основные функции страха и сопутствующих ему эмоциональных состояний: Захаров отмечал, что тревога и страх объединяются общим чувством беспокойства [3].

Чаще всего тревога возникает как ожидание какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями [3].

С другой стороны, причины страхов очень сложны, поэтому мы не можем Во-первых, из соображений чисто биологической выживаемости это.

Другие эмоции как причины страха В принципе любая эмоция может вызвать страх. Подтверждение связи между страхом и возбуждением можно найти у Балл в её работе, посвящённой гипнотически внушённому страху. Она показала, что испытуемые, переживающие страх, оказались в конфликте между желанием исследовать и желанием спастись. Она рассматривает это как доказательство двойственной природы страха. Теория дифференциальных эмоций интерпритирует конфликтное поведение как результат поведения между страхом и интересом.

В отечественной и зарубежной психологии и психиатрии существуют различные подходы к классификации страха: Понятие страх и тревожность: В психиатрической литературе психоаналитического и экзистенционального плана страх и тревожность трактуются как выражение конфликта враждебности между инстинктивным бессознательным и требованиями социальной среды .

, ; и другие. В отличие от страха тревожность определяют как страх без явного объекта, как осознаваемое, эмоциональное состояние без конкретного содержания. Критериями диагностики синдрома тревоги . Страх и тревожность — два понятия, объединяемые одними и разделяемые другими авторами. В страхе и тревоге есть общий компонент в виде чувства беспокойства.

Состояние страха: биологический страх, социальный страх, моральный страх, дезинтеграционный страх

Определение страха и фобий 4 3. Влияние страха на организм 10 4. Функции страха 18 5. Психология страха и фобий 26 6. Список использованной литературы 30 1. Введение Страх издавна служил объектом изучения специалистов самых разных отраслей науки - философов, социологов, психологов, психиатров, физиологов и т.

И если мы хотим, чтобы наши дети не знали страха, нам нужно . в каждом из нас живут «предпосылки» для спокойствия и тишины.

Биологический связан с непосредственной угрозой жизни 2. Социальный социальная угроза 3. Моральный невозможностью осуществления собственного выбора активности. Дезинтеграционный нарушение существующей структуры взаимодействия с окружающим миром. Биологический страх Вызывается ситуацией, угрожающей непосредственно жизни. Угроза может исходить извне или изнутри организма. В 1-вом случае угроза осознается ясно, и мы говорим о страхе.

Он бывает сильнее, если нет возможности действовать, если человек чувствует себя в отношении опасности беззащитным. Даже сознание, что можно самому лишить себя жизни, уменьшает напряжение страха. В другом случае осознание угрозы неопределенное, туманное. Он возникает при нарушении внутреннего равновесия в организме, когда нарушается метаболический обмен организма со средой. Главным элементом этого обмена является кислород.

Кислородная недостаточность сильнее всего отражается на НС, возбуждает состояние страха.

Причины страхов.

Новорожденные до 1 года Рефлекторные инстинктивные реакции новорожденных типа беспокойства в ответ на громкий звук, резкое изменение положения или потерю равновесия опоры , а также приближение большого предмета. В дальнейшем шумы и резкие изменения в окружающей среде вызывают реакции, напоминающие страх. Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес. Беспокойство тревогу во второй половине первого года жизни можно связать с опасностью отделения от матери, как источника опоры.

Беспокойство, испытываемое детьми в 7 и 8 мес.

Обычно возникновению страха способствуют такие типологические свойства высшей нервной деятельности, как Биологические предпосылки.

Страх, как тень, преследовал человека с незапамятных времен. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу и возникал в ситуации непосредственной опасности для жизни. Страх - неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, так как всегда предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия. По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобретал социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний.

Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер.

Баба Яга - это живое существо, обитающее где-то рядом, а Дядя только и ждет, чтобы забрать их в мешок, если не будут слушаться родителей. Только постепенно складывается объективный характер представлений, когда учатся различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно-логически.

Реферат на тему: Особенности детских страхов. Причины и способы коррекции.

Введение Детям свойственно чего-то бояться. Еще бы, ведь их окружает такой большой мир, незнакомый и неизведанный. Порой малыша пугает то, что кажется взрослому совершенным пустяком. Но ни в коем случае нельзя показать ребенку, что вы относитесь к его боязни несерьезно.

социальной ситуации и культурные предпосылки страха остаются за Биологические причины страха связаны с тем, что механизм его появле-.

Некоторые страхи бывают обоснованными, например, вполне нормально бояться движущихся машин, глубоких мест в реке, а также экзаменов. Человек боится того, что вызывает у него страх в определённой ситуации. Необоснованные страхи обычно не связаны с конкретной ситуацией. Как справиться со страхом, помочь моим одноклассникам справиться с этой ситуацией.

Мое общественное поручение в классе - староста и мне хорошо видно, как, порой имея глубокий внутренний мир человек, замкнут, и его положительные качества характера не видит никто. Страх заставляет нас делать такие поступки, которые позже исправить невозможно. С нами обучалась девочка, она испытывала трудности в общении с родителями, мы знали это и вместо того чтоб помочь, оттолкнули ее от себя, посчитав общение с ней унизительным. Да, мы были неправы.

Страх быть хуже, не таким как все, вызывает агрессию, а как с этим справиться, как научится преодолевать их? Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Аффективное психическое состояние ожидания опасности, при котором реальная опасность угрожает от внешнего объекта, а невротическая - от требования влечения. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием реальных фактов, возникает при их предвосхищении.

В зависимости угрозы интенсивности и специфики переживания страха варьируется в достаточно широком диапазоне - опасение, боязнь, испуг, ужас. Если источник опасности не определён или неосознан, возникающее состояние называется тревогой.

Что такое страх

- . , , .

Структура страха определяется в совокупности предпосылок, не только биологических, эволюционно-сформированных форм страха: боли, шума.

Определение страха и его проявления Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер.

Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий.

Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта испуг, боль, болезнь, конфликты, неудачи, поражения и т. Гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребенка родители, бабушки, воспитатели детских учреждении и др. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения.

Но если запугивать"без нужды", так, на всякий случай, то дитятя полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе.

Признаки страха: как реагирует организм?

Одним из наиболее важных и сложных в проблеме страха является вопрос о причинах его возникновения. В качестве причин страха С. Томкинс , называет драйвы, эмоции и когнитивные процессы. Драйв, по мнению Томкинса, приобретает психологическое значение тогда, когда его интенсивность достигает критического уровня, когда он сигнализирует человеку об остром физиологическом дефиците.

В этих случаях драйв активирует эмоцию страха. Любая эмоция может активировать страх по принципу эмоционального заражения.

Эксперты единодушны: чтобы освободиться от страха, необходимо прежде всего осознать его причины. Познать себя. Мы можем понять свои страхи.

Можно разделить на две большие группы - биологические и социальные. Во второй половине беременности развивается кровеносная система плода и он через плаценту и пуповину получает гормонально опосредованную порцию беспокойства всякий раз, когда мать находится в состоянии тревоги. Такие новорожденные отличаются повышенной нервной возбудимостью и более высоким мышечным тонусом. Здесь имеется в виду наследование типа нервной системы и ее особенности, общего типа реагирования на окружающий мир, повышенной эмоциональности и фантазирования.

В условиях большого города многие дети чувствуют себя одинокими, им трудно найти друзей, сложно себя занять, организовать свой досуг. Исследования показывают, что у детей, живущих в отдельных благоустроенных квартирах, страхи встречаются чаще. Психологи объясняют это тем, что у них меньше возможность общаться, чем у детей, проживающих в коммунальных квартирах.

Здесь имеют место биологические предпосылки и чрезмерная опека ребенка. Заботящиеся о безопасности ребенка родители на каждом шагу дают ему предостережения и тем самым формируют внушенные страхи - Конфликтные семьи. Если дети видят, что родители ссорятся, то число страхов у них выше, чем когда отношения в семье хорошие. При чем взрослые зачатую об этом не подозревают, так как дети могут внешне не показывать своего беспокойства.

Но у них наблюдаются тики, энурез, заикание, страхи - стихии, заболеваний, кошмарных снов, смерти, животных и родителей.

Биологические страхи

Страх Страх Страх спасает — страх губит. Но иногда чувство страха играет с нами в злую шутку. Мы начинаем испытывать страх под влиянием мнимой опасности, когда нашей жизни или нашему здоровью ничего объективно не угрожает. И именно этот страх становится причиной многих нереализованных нами целей, желаний, мечтаний, причиной многих недостигнутых побед и высот.

Именно этот страх становится причиной стрессов, которые приводят нас к всевозможным болезням. победить страх — значит научиться владеть собой в ситуациях, когда нам угрожает реальная или мнимая опасность.

Итак, перевоспитывайте грубые формы страха, но не искореняйте их, ибо без них материи — основные предпосылки для суждения о биологии

Современное состояние проблемы страхов в психологии…………5 Исследование страха в отечественной и зарубежной психологии…5 Исследования особенностей страхов у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….. Изучение особенностей проявления страха у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………… Эти эмоциональные проявления являются неотъемлемой частью нашей жизни. Большинство страхов обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.

Многие детские страхи чаще всего исчезают бесследно. Изучением страха в психологической и педагогической науках занимались как зарубежные Д. Но все эти исследователи подчеркивали, что страх является движущей силой личностного развития. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов.

Привел статистические данные, показывающие влияние различных факторов.

Истинные причины страха людей